Борьба одной женщины за то, чтобы переломить ситуацию с патриархальными нормами в Кыргызстане, привела к неоднозначной победе.
В постановлении, обнародованном на этой неделе, Конституционный суд постановил , что гражданам будет разрешено брать фамилию своей матери для формирования матронима. Ныне обычай тот, который первоначально был заимствован из России, когда детям дается отчество – имя отца – как второе имя.
Единственная проблема заключается в том, что им придется ждать, пока они достигнут совершеннолетия, чтобы сделать это.
Судебная тяжба Алтын Капаловой по этому поводу началась в декабре 2020 года, когда она обратилась к властям с ходатайством о переоформлении свидетельств о рождении ее троих детей, чтобы их фамилии были указаны либо как Алтыновна, либо как Алтынович, а не как имена их отцов.
Следующим летом суд в Бишкеке аннулировал документы, узнав, что это ее собственные имена, а не имена сожительницы, как она им утверждала. Это решение было оставлено в силе Верховным судом в апреле 2022 года. В этом году Капалова пошла другим путем, обратившись к Конституционному суду с просьбой решить, соответствует ли конституции настаивание на обязательном использовании отчеств.
До сих пор единственной альтернативой для граждан было принятие фамилий отчима или деда в качестве отчества в возрасте 16 лет.
В постановлении, принятом 30 июня, Конституционный суд заявил, что согласен с тем, что нынешняя структура нарушает принцип гендерного равенства, но согласился лишь частично предложить средство правовой защиты. Судебная коллегия заявила, что граждане смогут принять так называемую матронимию только по достижении 18-летнего возраста.
При рассмотрении дела суд сослался на безопасность детей.
«Для ребенка, имеющего матронимию, в традиционном обществе может возникнуть разного рода стигматизация и издевательства», — написал суд в своем аргументе.
Тем не менее Капалова одержала победу в своей предвыборной кампании, против которой выступили администрация президента, Минюст и Государственная регистрационная служба.
«Несмотря ни на что, я считаю это победой. Женщины по-прежнему не могут давать своим детям свое имя при рождении, но взрослые дети могут брать фамилию своей матери. Поздравляю всех с этой победой», — написала она в Facebook.
Новость вызвала неоднозначную реакцию.
Хотя некоторые поддержали его, самый высокопоставленный исламский священнослужитель Кыргызстана Замир Ракиев заметил , что идея матронимии противоречит религиозным и кыргызским традициям. Он также выдвинул аргумент о том, что сохранение отчества позволит избежать вероятности инцеста, хотя его аргумент был сложным для понимания и фактически сомнительным.
«Каждый ребенок имеет право знать свою семью. Понятно, кто родил ребенка. Но необходимость установления отцовства отца чрезвычайно важна. Именно по этой причине ислам устанавливает происхождение ребенка от отца. От Адама до наших дней все поколения во всех странах давали имя отца как сыновьям, так и дочерям», — сказал он.
Капалова ранее заявляла , что отцам ее детей было неуместно давать имена своим потомкам, поскольку они не присутствовали в их жизни.
«Биологические отцы не уделили детям ни цента, ни минуты своего времени», — сказала она в начале 2021 года.
Источник: Евразиянет