Попытки восточноазиатской сверхдержавы оправиться от пандемии могут иметь огромные последствия.
В то время как Китай изо всех сил пытается выйти из экономической катастрофы, вызванной пандемией коронавируса, его продолжающиеся усилия, похоже, зашли в тупик по ряду направлений, поскольку долги растут , а потребители проявляют новую осторожность в отношении расходов .
И по мере того, как восстановление замедляется, наступает момент истины с потенциально огромными последствиями для Соединенных Штатов.
Поскольку экономики США и Китая так тесно связаны, политики в Вашингтоне и финансовые гиганты в Нью-Йорке внимательно следят за реакцией Пекина на то, что может быть временной неудачей — или расширяющимся кризисом с глобальными последствиями.
И даже когда дипломатические связи между двумя странами ослабевают, деловые связи сохраняются. Илон Маск из Twitter и Tesla, Джейми Даймон из JPMorgan и Тим Кук из Apple недавно посетили Китай, что можно рассматривать как попытку успокоения.
«Давайте не будем пытаться навредить Китаю, китайскому народу», — сказал Даймон во время визита на прошлой неделе . «Вы не собираетесь исправлять эти вещи, если вы просто сидите через Тихий океан и кричите друг на друга».
Гораздо более медленный рост
Китай уже переживал экономический спад в 2019 году, отчасти из-за ограничительной торговой политики, проводимой администрацией Трампа . Вирус усугубил и ускорил существующие проблемы, нарушив производство и заставив потребителей оставаться дома.
Теперь жизнь в Китае возвращается в нормальное русло, но в его экономике по-прежнему проявляются признаки назревающих проблем, которые противоречат образу непреодолимой глобальной силы.
При нынешнем президенте Си Цзинпине Китай укрепил свой статус производственного гиганта, одновременно избавив своих жителей от бедности . В 2012 году валовой внутренний продукт коммунистической страны составил 8,5 триллиона долларов. К моменту окончания второго президентского срока Си, в 2022 году, ВВП вырос до 18,5 триллионов долларов, что является поразительным ростом более чем на 100%.
Напротив, китайская экономика выросла всего на 4,5% в первом квартале текущего финансового года. Это было улучшение по сравнению с 2022 годом, когда рост составил всего 3%, но все еще не достиг цели в 5%, установленной Пекином .
Конечно, экономика США выросла всего на 1,3% в первом квартале 2023 года, но некоторые наблюдатели считают, что замедление роста в Китае свидетельствует о более глубоких проблемах, которые могут вскоре возникнуть — проблемах, которые долгое время скрывались замкнутым руководством Китая.
«Что-то прогнило в китайской экономике», — недавно заявил инвестор Ручир Шарма , указывая на то, что он назвал «неустойчивым» уровнем государственных инвестиций и накопления долга .
Подробнее читайте в Yahoo News: Диаграмма мировой экономики: деловая активность в Китае замедляется, через Bloomberg
Надвигающийся местный долговой кризис
После финансового кризиса 2008–2009 годов Китай разрешил муниципалитетам использовать «средства финансирования местных органов власти» или LGFV, чтобы занимать деньги для оплаты инфраструктурных проектов. Долг в основном погашался за счет сборов, вызванных быстро развивающимся рынком недвижимости, который тяготел к внутренним регионам, далеким от чрезмерно развитого побережья.
Это всегда была рискованная игра , но как никогда сегодня.
Рост рынка недвижимости фактически замер во время пандемии, в то время как государственные расходы увеличились. Такая динамика повысила вероятность того, что некоторые местные органы власти могут не выполнить свои долговые обязательства, что спровоцирует более широкий экономический кризис.
Недавний анализ, проведенный Rhodium Group, показал, что из 205 опрошенных городов 102 испытывали трудности с обслуживанием долга в 2022 году . Аналитики Goldman Sachs недавно заявили, что они видят «растущие риски, особенно для менее развитых внутренних регионов».
Общий долг LGFV оценивается в головокружительные 8 триллионов долларов.
В прошлом году правительство Си объявило о плане из 16 пунктов , направленном на оживление анемичного рынка недвижимости, который пополнит муниципальную казну и, предположительно, предотвратит крах LGFV.
Но пока эти меры, похоже, не сработали, что вынудило Пекин на прошлой неделе обнародовать новые меры по стимулированию сектора недвижимости.
Подробнее читайте в новостях Yahoo: местные власти Китая, испытывающие трудности, находят лазейку для сбора средств и спасательный круг в «жемчужных облигациях» через Reuters
Бум на рынке недвижимости идет на спад
На долю недвижимости приходится около 25% валового внутреннего продукта Китая, а это означает, что этот сектор имеет решающее значение для экономического здоровья страны (напротив, на недвижимость приходится 17% валового внутреннего продукта в Соединенных Штатах).
Как и в других аспектах экономики Китая, рынок недвижимости восстанавливается после длительного периода «нулевого COVID» — блокировки и интенсивных мер наблюдения, применяемых при малейших признаках коронавируса , — которые серьезно нарушили экономическую активность.
Но восстановление было неустойчивым. По сравнению с апрелем в мае продажи жилья упали почти на 15%.
«Основной картиной был регресс», — недавно оценил аналитик Bloomberg , назвав сектор недвижимости «все еще больным».
Низкое доверие потребителей
В конечном счете, то, готовы ли обычные люди тратить деньги на товары и услуги — кондоминиумы, смартфоны, питание в ресторанах, — показывает, как они видят свои собственные финансовые перспективы.
Компании также вряд ли будут делать новые инвестиции, если они считают экономический климат неблагоприятным или неопределенным.
На этом фронте дела Китая идут плохо. Деловая уверенность упала после сокрушительного 2022 года ; Между тем, доверие потребителей остается «слабым и пошатнувшимся», — заявил в прошлом месяце в интервью агентству Reuters финансовый директор Pepsi Хью Джонстон.
Кроме того, иностранные инвесторы уходят из Китая , что является еще одним плохим признаком.
«В отличие от предыдущих циклов, на этот раз мы не видим простых решений. Настоящим препятствием для поддержания восстановления роста является отсутствие уверенности», — недавно написали экономисты Nomura Holdings.
Большинство аналитиков считают, что китайские потребители и предприятия в конечном итоге восстановят свою уверенность, в то время как Пекин укрепит другие сектора экономики. Но на это могут уйти годы. И даже тогда электростанция до пандемии может жить только в памяти .
Источник : Yahoo News