Большая часть западной критики Китая сосредоточена на обширной коллекции центров «перевоспитания» в Синьцзяне. Эти центры, ориентированные преимущественно на мусульманские меньшинства, привели к тюремному заключению тысяч уйгуров, которых заставляют изучать китайский язык и культуру. Однако система была впервые испытана в Тибете.
«У наших новых поколений нет надежды. Они переходят на образование только на китайском языке», — сказал RFI доктор Гьял Ло, социолог и специалист по образовательной политике в Тибете. «Это будет иметь долгосрочный эффект».
Лидер Коммунистической партии Китая (КПК) Си Цзиньпин сделал приоритетным обучение мандаринскому языку для «официальных меньшинств» Китая — тибетцев, уйгуров, монголов, маньчжуров — первым на Центральной конференции по этнической работе 2014 года.
В рамках этой политики Пекин агрессивно изменил языковое образование в районах проживания меньшинств, таких как Синьцзян и Тибет .
На практике это означало, что образование тибетских детей контролировалось директивами центрального правительства.
«Общество систематически находится под контролем», — говорит Гьял Ло, который в недавней публикации в « Tibet Review» описывает отношение Китая к Тибету как «колониальное».
‘Колониальный правило
В своей статье Гьял Ло описывает «семь стадий колониализма» — теорию, впервые примененную к колонизации коренных жителей Канады.
Среди этапов, изложенных в статье, можно выделить:
- оккупация
- социальное разрушение
- внешний политический контроль
- экономическая зависимость
- социальная стратификация.
Он сравнивает это с тем, как КПК и ее армия, Народно-освободительная армия, оккупировали Тибет в 1949 году, после чего управление страной было передано представителям Пекина.
Гьял Ло добавляет, что идея о том, что Китай следует считать колониальной державой, «еще не получила полного признания международным сообществом».
Таким образом, он остается недостаточно изученным в академических кругах как случай колонизации. Тем временем китайский контроль над Тибетом ужесточился при правлении Си Цзиньпина.
«Теперь они вмешиваются в повседневную рутину. Они могут проверять, с кем люди разговаривают. Что они говорят. Что они думают», — говорит Гьял Ло.
По его словам, местное бюро образования или полиция проводят строгие проверки.
«Если ребенок отсутствует, они звонят родителям, спрашивают: «Что с тобой, о чем ты думаешь?»
В отчете неправительственной организации Tibet Action Instute (TAI) « Разлученные со своими семьями, скрытые от мира » о китайской «обширной системе колониальных школ-интернатов в Тибете» приводятся официальные данные, в которых говорится, что «примерно 800 000 тибетских детей в возрасте до 18 лет живут в колониальных школах-интернатах».
В отчете TAI добавляется, что власти используют «запугивание и угрозы», чтобы «заставить сопротивляющихся родителей» отправлять своих детей в эти школы.
Оказавшись там, студенты рискуют «потерять родной язык и связь со своей культурной самобытностью».
Это, согласно отчету, связано с тем, что занятия в основном проводятся на китайском языке, дети отделены от своих семей и общин, от своих традиций.
Обучение в школах-интернатах состоит из «крайне политизированной учебной программы», направленной на то, чтобы «заставить их идентифицировать себя как китайцев».
В другом месте, в отчете, озаглавленном «Политика Китая в отношении двуязычного образования» в Тибете , нью-йоркская организация Human Rights Watch отмечает тенденцию к «постепенной замене тибетского языка китайским языком обучения в начальных школах по всему региону».
В соседнем Синьцзяне, где проживают уйгуры-мусульмане, проводится аналогичная политика.
В Синьцзяне политика принудительной интеграции, похоже, перешла на другой уровень с программами принудительного содержания под стражей и «перевоспитания» с упором на китайский язык.
Однако за последние пару лет именно Синьцзян привлек наибольшее международное внимание.
После потока отчетов исследователей, аналитических центров и правозащитных организаций критики сосредоточились на методах принудительного перевоспитания уйгуров, причем некоторые критики и даже парламенты заклеймили это как «геноцид».
Тибет был почти забыт.
Тем временем Гьял Ло встречался с французскими политиками и сенаторами, симпатизирующими тибетскому делу. Но это было как «впервые услышали эту историю».
Гьял Ло, кажется, разочарован тем, что основная часть западной критики сосредоточена на Синьцзяне и уйгурах.
«Я уважаю уйгурский народ, — говорит он, — но политика, которая сейчас проводится в Синьцзяне, была скопирована с Тибета.
«Я не знаю, как думают западные люди. Но неуместно ставить одного [человека] выше другого. Положение (всех меньшинств в Китае) следует [рассматривать] одинаково».
Источник: RFI.FR